11 апреля мы вновь встретились в аудитории
Университета Инха на 14 по счету встрече StartupMix. Было многолюдно и интересно: слушали доклады о проектах, «внедрили» интерактивную секцию «Есть мнение», ставшую мини-спектаклем от трех известных в Узнете «актеров», учились просчитывать параметры рентабельности стартапов, и в финале огласили старт первого стартап-акселератора.
Рустам Шамурадов, руководитель проекта Taxi.UZ, рассказал о сервисе для корпоративных клиентов, который внедрен на сайте и в приложениях. Инструмент управления заказа такси для корпоративных клиентов работает с учетом пресловутого человеческого фактора: немотивированная щедрость сотрудника, катающегося за счет компании, или вызов такси по личным нуждам в неурочное время. Бороться с подобными казусами можно посредством установки норм и правил, которые прописаны в панели управления заказа Taxi.UZ. Позиции можно настроить с учетом допустимого периода времени вызова (сотрудникам Taxi.UZ гуманно разрешается вызывать машину в период с 12 ночи до 6 утра). Информация о средствах, затраченных на перевозки, автоматически высвечивается в панели управления. Действительно, удобный сервис, который будет интересен руководителям компаний, заботящихся о том, как их сотрудники добираются домой и на работу.
Развитие online-сервисов по заказу такси на фоне многочисленных служб такси и бесчисленного числа «бомбил» без лицензии на Матизах, которые съезжаются на клиента по взмаху руки — некая попытка становления цивилизованного бизнеса. В нем важен не только комфорт и безопасность (по нормам использования услуг такси подсадка пассажиров, разговоры по телефону во время вождения и другие моменты запрещены) и чистые ремни безопасности, но и вливание средств в бюджет.
Интереснейшая презентация от сотрудников NewMax Technology Вячеслава Коробейникова и Искандара Ганибоева о продвижение B2B облачных продуктов на международных рынках на аналогичном опыте Biotrack и Maxtrack. О том, что такое Biotrack, мы
писали давным-давно, с тех пор продукт поступательно развивается во всех направлениях, в том числе, делает удачные попытки выхода на международный рынок.
Доклад представлял собой мастер-класс, вникнув в который, можно освоить особенности продвижения продуктов SAAS. В качестве инструментов их продвижения, требующей иной от традиционных продуктов модели раскрутки, комплексно используются Landing pages, мероприятия по SEO-оптимизации, е-mail marketing и Adwords & Direct. Ставка на Landing pages оправдывает себя высокой степенью рентабельности — пользователь попадает непосредственно на страницу, отражающую его поисковый запрос, не делая лишние шаги по поиску нужной информации. Потому и линки от контекстной рекламы разумно прописывать исключительно на landing pages, а не на домашнюю страницу, «путешествуя» по которой пользователь может попросту заблудиться в потоке информации, а то и вовсе покинуть сайт, не найдя нужного.
Работа над сайтом в плане его оптимизации сайта для удержания клиента, для превращения потенциального клиента в реального строится на кропотливом тестировании вариантов и возможностей, при этом тестированию и дальнейшему усовершенствованию подвержено все: изображения, надписи, призывы к действию, проводится анализ проблем регистрации клиента и корректируется сама форма регистрации. Необходимо тщательно изучать возможности, которые дает использование Яндекс-метрики, — одна только «тепловая карта», отображающая движения мышки, а значит, и модель поведения пользователя на сайте, может дать массу полезной информации, нужной для корректировок.
К сожалению, публику заинтересовал сам механизм работы Biotrack, о конкурентных преимуществах и особенностях работы которой можно узнать на сайте
biotrack.uz, а не вопросы, связанные с интереснейшими наработками по продвижению уникального отечественного SAAS-продукта в мир. Желаем Biotrack больших успехов и аномального роста.
Шухрат Агзамов и Жалалиддин Ибрагимов, основатели проекта по поиску попутчиков Довезу.Уз, презентовали хороший социальный сервис, сводящий на нет усилия Taxi.uz по дорогостоящему вызову (1 000 сумов за километр — это вам не долевое участие в затратах на бензин, а то и вовсе бесплатная поездка). Кстати, о подобном сервисе (зримых отличий мы пока не нашли) «
Поедем вместе!» мы недавно писали. Но Фейсбук большой, пассажиров и водителей еще больше, так что места хватит всем.
Итак, если вам скучно ездить в одиночку и стыдно умножать загрязнение природы, вступайте в Довезу.Уз — неформальное сообщество поиска надёжных попутчиков — водителей с машинами и пассажиров. Так вы можете минимизировать пробки, познакомиться с интересными людьми, экономить на бензине и парковке, деля затраты с попутчиками, снизить аммортизацию собственного авто и весело провести время в пути. Главное, найти тех, кому с вами по пути.
В группе Довезу.уз активно заботятся об окружающих и внедряют благотворительную деятельность: особо приветствуется бесплатная перевозка престарелых, людей с ограниченными возможностями, людей с детьми, нуждающихся в социальной помощи. Сейчас в
группе собирают средства в помощь ветеранам на 9 Мая, присоединяйтесь. И доброго пути вам и группе Довезу.уз.
Первая часть StartupMix завершилась интерактивной сессией «Есть мнение», в которой были озвучены три кардинально разные позиции касательно информации и прав на нее. Каждый говорил о своем: информационные тайны компаний обозрел Александр Кияев, призвав народ аккуратно и тщательно относиться к тем данным, которыми он вольно или невольно делится в Сети. Евгений Скляревский в который раз оповестил мир о том, что копирайта нет в своей чудесной презентации «Кто качает авторские права?». ЕСС призвал всех заняться собирательством хотя б чего-нибудь, как завещал еще Дмитрий Лихачев касательно бумажных книг. А Михаил Шамшидов из OrexCa.com заявил: Content is King, справедливо подкрепив тезис фактом зарабатывания на контенте денег. Прозвучало мнение, что на днях профессии копирайтера и контентщика, как тот театр, уйдут в никуда, поскольку им на смену уже пришел user generated content, — им только осталось научиться управлять. Было забавно, но словами этого не передать — три богатыря пребывали в ударе, остроумно шутили и приводили неоспоримые (исключительно для себя) аргументы.
Об открытых государственных данных как источнике стабильного развития рассказал Илхом Хамидов, руководитель компонента по правовым вопросам проекта ПРООН «Продвижение э-Правительства для улучшения качества предоставления государственных услуг». Сейчас в тестовом режиме работает портал открытых данных
data.gov.uz. Илхом помог разобраться с терминологией и рассказал, что нас ждет, если удастся развить портал в соответствии с мировым опытом.
Что такое «открытые данные»? Это любая общедоступная информация или данные, публикуемые в машиночитаемом формате для свободного, неоднократного и бесплатного использования пользователями.
Открытые данные (англ. open data) — концепция, отражающая идею о том, что определённые данные должны быть свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля. Если какой-либо набор данных не является общественным достоянием, либо не связан лицензией, дающей права на свободное повторное использование, то такой набор данных не считается открытым, даже если он выложен в машиночитаемом виде в Интернет. (источник: Wikipedia)
К категории «открытые данные» не относятся данные, которые не могут быть размещены в формате открытых данных, сведения, включающие в себя государственные секреты, банковскую, налоговую, врачебную, адвокатскую, нотариальную, коммерческую тайну, тайну страхования и усыновления и персональные данные.
Как формируются «открытые государственные данные»? Государственные органы осуществляют сбор, анализ, хранение и публикацию огромных массивов информации, которые образуются в ходе выполнения функций этих гос. органов, и по сути являются общественным (народным) достоянием. Это — любые данные государственных органов, которые не относятся к категории государственных секретов либо иной охраняемой законом тайны или же данные, создаваемые по заказу государства или вследствие исполнения полученных от государства полномочий (городской пассажирский транспорт, коммунальные услуги и т.п.)
8 принципов открытых данных в соответствии с т.н. Севастопольскими принципами от 7-8 Декабря 2007 года гласят:открытые данные должны соответствовать таким параметрам, как полнота, первичность, своевременность, доступность, пригодность к машинной обработке, отсутствие дискриминации в доступе, отсутствие проприетарных форматов и лицензионная чистота.
Из существующих примеров сегодня работает приложение «Мой Город», у которого, однако, нет мобильной версии, а десктопная — тяжела и неудобна для пользователя.
По статистике, одни из самых популярных мобильных приложений — приложения, которые помогают доехать из точки А в точку Б на общественном транспорте (London now) и даже оплачивать за проезд (Metrobus), курсы валют ЦБУ РУз (имеется для Android), справочник по государственным органам и их подведомственным организациям (министерства, управления в областях, больницы, милиция, охрана труда и т.п.) — пока такого приложения нет.
Илхом Хамидов предложил идеи для реализации проектов, такие, как приложение по общественному транспорту Ташкента с маршрутами и точным расписанием, приложение по железной дороге, с расписанием и приобретением билетов, приложение по поиску аптек и лекарств.
В завершении спикер призвал представителей бизнеса и разработчиков делиться своими предложениями, чтобы было больше полезных и нужных данных на портале, и объявил о планах по проведению Хакатона.
Полезные ссылки, которыми поделился Илхом:
-
Система управления данными CKAN
-
Рабочая группа Open Knowledge Foundation
-
Восемь бизнес-моделей для открытых данных
-
Каталог открытых данных
-
Sunlight Foundation
-
Knight Foundation
-
Европейская платформа Public Sector Information
-
Что такое набор данных
-
Каталог данных Всемирного банка
-
Каталог данных ООН
-
Каталог данных NASA
-
Реестр хранилищ научных данных в открытом доступе
Даниил Бяльский, CEO SpeedHire, рассказал про метрики и экономику стартапов, на примере показав, как неверный расчет параметров может погубить проект. По словам Даниила, 80% компаний в первые три года жизни закрываются, оказываясь убыточными. Причина невыхода на запланированную рентабельность знакома всем стартаперам: «что-то пошло не так»... Дабы этого избежать, Даниил советует использовать непереводимые параметры подсчета: ARPU — Average, Revenue per User, ARPPU — Average Revenue per paying User (средний доход с привлеченного пользователя), CPA — Cost per acquisition (стоимость привленчия пользователя), LTV — Lifetime value, C1 — Conversion. Ликбез по стартапам и терминологии открыт на страничке
http://facebook.com/startupxona, подписывайтесь и участвуйте, будет интересно.
Елена Селезнева презентовала долгожданный стартап-акселератора StartupFactory.uz — ограниченную по времени программу поддержки стартапов, в рамках которой команда проекта на короткий срок помещается в условия, которые позволяют форсированно создать проект или его прототип, достаточно сильный для выхода на рынок и получения инвестиций. На StartupFactory.uz уже открыт прием заявок, который продлиться до 20 мая 2015 года, ждем!
Предполагается, что StartupFactory.uz станет акселератором «бутикового» типа, после трехмесячной программы которого должно появиться 4-5 рентабельных стартапов. В течение трех месяцев команды участников ждут консультации и мастер-классы экспертов рынка, а огранизаторы со своей стороны окажут помошь в налаживании контактов в IT-отрасли, помогут привлечь внимание инвесторов и обеспечат PR-поддержкой. В сентябре состоится Demo Day на Стартап Миксе, когда итоги работы над стартапами будут презентованы инвесторам. Обязательное условие участия для стартапов — подписание договора акселерации.
Организаторы акселератора предоставляют командам стартапов инфраструктуру для работы, юридическую, бухгалтерскую и HR-поддержку, прикрепленных индивидуальных трекеров, консультации и мастер-классы менторов, рекламу и продвижение проекта и т.д., получая взамен 7-10% долевого участия в стартап-проектах. Подробнее о программа акселератора смотрите на
startupfactory.uz.
Следующий шаг развития фабрики стартапов — открытие акселератора в IT-вузе, создание своего рода «Песочницы» для студентов.
До встречи на следующем StartupMix, где, помимо традиционных докладов, будут представлены первые презентации по поступившим на startupfactory.uz заявкам.